ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович

ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович
(15(27).01. 1837, с. Денисовка Полтавской губ. - 13(26).П. 1905, Киев) - философ-позитивист, социолог, публицист. После окончания киевской гимназии и Петербургского инженерного (военного) училища служил на Кавказе. По окончании Академии генерального штаба вышел в отставку (1861). Поселившись в своем имении в Полтавской губернии, основал там школу для крестьян, что стало причиной конфликта с местной администрацией. С конца 1860-х начинает сотрудничать с журн. "Отечественные записки", "Вестник Европы" и др. За связь с движением революционного народничества отбывал ссылку в Сибири (1879-1888). По возвращении в Петербург сближается с Михайловским, становится одним из осн. сотрудников народнического журн. "Русское богатство". Творчество Л. оказало определенное влияние на представителей рус. философской и социологической мысли кон. XIX - нач. XX в. (Михайловского, Грота, Оболенского, Богданова, Струве, Сорокина, Гурвича и др.). В идейной эволюции Л. выделяются два этапа. На первом (примерно до кон. 1870-х гг.) - предметом его философской деятельности, проходившей под заметным влиянием соч. Л. Фейербаха, Лаврова и прежде всего О. Конта, становятся пропаганда концепции "первого" позитивизма, рассмотрение соотношения науки и философии, классификация наук,  анализ феномена опытного знания ("Очерки развития идеи прогресса", 1868; "Позитивизм после Конта", 1869; "Новейшая литература позитивизма", 1870; "Опыт критического исследования основоначал позитивной философии", 1877 и др.). Оценивая теистические, идеалистические и материалистические учения как результат заблуждения предшествующих эпох (стадии теологии и метафизики в развитии человечества), Л. усматривает в позитивной философии способность преодолеть искажающие науку идеологические, политические и др. наслоения культуры, прийти к чистому знанию. Данная посылка в полной мере раскрывается на втором этапе его творчества ("Письма о научной философии", 1878; "Этюды и очерки", 1886; "Что такое научная философия", 1891; "От Конта к Авенариусу", 1904; "Эмпириокритицизм как единственная научная точка зрения", 1909), для к-рого характерно стремление дополнить позитивизм Конта "критическим началом". Под последним подразумевалась актуализация идей кантовского критицизма, субъективного идеализма Дж. Беркли и Д. Юма, разработка теории познания на базе эмпириокритицизма. Согласно воззрениям Л., после накопления определенного числа представлений (результат непосредственного восприятия действительности; психологический аспект познания) начинается процесс образования понятий (исходный момент отвлеченного мышления; гносеологический аспект познания). Поскольку представления несут на себе отпечаток эмоционально-чувственной природы человека и вследствие этого искажают реальность, научный метод  призван отобрать в них элементы "чистого" факта. Сохраняя связь с действительностью и между собой, понятия могут далее дифференцироваться до предельных обобщений, границы к-рых обусловлены исчерпанием представлений об исследуемом объекте и верностью научному методу. Л. включает частные понятия в содержание наук, а наиболее общее - в содержание философии, что ведет, по его мнению, к объединению науки и философии в одно целое знание (научную философию) - совокупность понятий разной степени обобщенности и отвлеченности. Т. обр., новейшая позитивная философия, по Л., пробуждая творческие силы сознания от мертвящего влияния теологии и метафизики, дает теорию "чистого опыта", т. е. опыта, свободного от чувственного и мыслительного (априорные формы сознания) антропоморфизма, от "всякой лишенной содержания кажимости". Предметом социологии, как полагает Л., является изучение общественных явлений с т. зр. их подчиненности естественным законам, а методом выступают наблюдение, опыт, сравнение. Если социальная статика (одна из двух частей социологии) рассматривает условия существования или организации об-ва, то социальная динамика изучает законы деятельности этой организации. Общественный прогресс, по Л., основан на развитии научного знания (критерий прогресса). Ход человеческой истории как эволюции мыслительной деятельности есть чередование двух состояний совокупности индивидов - колебания (незнание действительности) и устойчивости (ее познание), а движущим фактором смены их друг другом является инстинктивное стремление к познанию (мотив понимания).


Русская философия: словарь. — М.: Республика. . 1995.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Полезное


Смотреть что такое "ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович" в других словарях:

  • Лесевич, Владимир Викторович — русский философ новопозитивистического направления; род. в 1837 г. в селе Денисовке Лубенского уезда Полтавской губернии. Учился в киевской гимназии, затем в спб. инженерном училище. Прослужив около трех лет на Кавказе, где ему приходилось… …   Большая биографическая энциклопедия

  • Лесевич Владимир Викторович — Лесевич, Владимир Викторович философ ново позитивистического направления (1837 1905). Учился в санкт петербургском инженерном училище и академии генерального штаба. В 1879 1888 годах жил в ссылке, сначала в Сибири, потом в Казани, Полтаве и Твери …   Биографический словарь

  • ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович — (1837 1905) российский философ, эволюционировал от позитивизма О. Конта Г. Спенсера к эмпириокритицизму …   Большой Энциклопедический словарь

  • ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович — (1837 1905) философ и публицист. Обучался в Петербургском инженерном училище и в Петербургской военной академии. За связь с революционным народничеством отбывал наказание в ссылке. В философии выступил как последователь позитивизма. Критиковал О …   Философская энциклопедия

  • Лесевич Владимир Викторович — (1837 1905), российский философ, эволюционировал от позитивизма О. Конта   Г. Спенсера к эмпириокритицизму. * * * ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович (1837 1905), российский философ, эволюционировал от позитивизма О. Конта Г.… …   Энциклопедический словарь

  • ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович — (1837 1905), русский философ, социолог. Родился в с.Денисовка Полтавской губернии 15 января 1837. Окончил Петербургское инженерное училище и Академию генерального штаба. Служил на Кавказе. В 1860 е годы сотрудничал в журналах Отечественные… …   Энциклопедия Кольера

  • ЛЕСЕВИЧ Владимир Викторович — (15(27).01.1837, с. Де нисовка Лубенского у. Полтавской губ. 13(26). 11.1905, Киев)    философ позитивист, социолог, публицист. После окончания киевской гимназии и Петербургского инженерного (военного) училища служил на Кавказе. По окончании… …   Русская Философия. Энциклопедия

  • ЛЕСЕВИЧ —         Владимир Викторович [15(27).1.1837, с. Де нисовка Полтавской губ., 13(26). 11.1905, Киев], рус. философ и публицист. Получил воен. образование, служил на Кавказе. Выйдя в отставку, в 1864 основал на родине первую школу для крестьян с… …   Философская энциклопедия

  • ЛЕСЕВИЧ — Владимир Викторович (1837 1905), философ и публицист. Друг П. Л. Лаврова. В 1879 88 в ссылке (за связь с народниками), по возвращении в Санкт Петербург примкнул к кружку Н. К. Михайловского. От позитивизма О. Конта Г. Спенсера эволюционировал к… …   Русская история

  • Лесевич (дополнение к статье) — (Владимир Викторович) русский философ новопозитивистического направления; умер в 1905 г …   Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»